В новозаветные времена днем покоя для христиан стал день воскресный, потому что в этот день воспоминается Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Как сообщает Центр информации Украинской Православной Церкви
со ссылкой на сайт «Православная жизнь»,
об этом сказал управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» — четвертая заповедь.
«В Ветхом Завете суббота считалась днем покоя (слово «суббота» так и переводится с древнееврейского – «покой»), потому что Господь, сотворив этот мир за шесть дней, «благословил седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2; 3). Но, в то же время, данные слова из Священного Писания вовсе не означают то, что Господь более не заботится о сотворенном Им мире, но непрестанно промышляет о нем», — сказал митрополит Антоний.
«После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и ригористично, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже добрые дела. Как видно из Евангелия, книжники пытались обвинить в нарушении субботы даже Самого Христа Спасителя, Который неоднократно в субботние дни исцелял людей. В ответ на подобные обвинения со стороны книжников и фарисеев, Господь объяснял им, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Иными словами, субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для лишения его доброй деятельности. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души», — продолжил владыка.
Он отметил, что в новозаветные времена, с пришествием Спасителя, святым днем, днем покоя для христиан, как последователей Христа, стал день воскресный, потому что в этот день воспоминается величайшее событие, которое произошло в истории человечества – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
«Святость воскресного дня должна выражаться в том, чтобы этот день особо посвятить молитве, принять участие в общественном богослужении – Литургии, и добрым делам, например, навестить больных, помочь немощным», — пояснил иерарх УПЦ.
Владыка приводит слова блаженного Августина, который утверждает, что «заповедь о хранении субботнего дня дана человеку для того, чтобы уберечь его, главным образом, от делания греха, ведь тот, кто делает грех – раб греха (Ин. 8; 34), и воспитать в нем стремление к добродетели».
В то же время, митрополит Антоний считает, что нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «шесть дней трудись».
«Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя и не работают в воскресенье, но при этом не посвящают его и Богу, а отдают его исключительно земным увеселениям. В таком случае, люди фактически отнимают у Бога то, что должно принадлежать Ему и тем самым проявляют свою нелюбовь к Творцу», — заключит управделами УПЦ.
